Выставочный проект «Берег Маклая»

Выставка «Берег Маклая» включает:
  • Предметы материальной культуры о. Новая Гвинея (лук, стрелы, барабан и т.д.), имеющие высокую историко-культурную ценность
  • Фотополотна с фотографиями и копиями рисунков из экспедиций на Берег Маклая XIX-XXI вв., знакомящие с историей связей, которая началась с экспедиций Н.Н. Миклухо-Маклая в 1871 г.
  • Экспедиционный костюм XIX века Н.Н. Миклухо-Маклая (реплика)
  • Точную копию (макет) «Берега Маклая», смоделированную на основе архивных материалов и повторяющую первую историческую встречу российского ученого с коренными жителями о. Новая Гвинея

3 октября (20 сентября по старому стилю) 1871 г. Н.Н. Миклухо-Маклай впервые высадился на северо-восточном побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая), где еще не ступала нога европейца. Затем исследователь еще дважды совершал экспедиции в эти места (в 1876—1877 и 1883 гг.). Миклухо-Маклай подружился с коренными жителями новогвинейских деревень (Горенду, Бонгу и Гумбу), выучил их язык, установил с ними добрые отношения, а также активно проводил этнографические и антропологические исследования. Дневники Н.Н. Миклухо-Маклая и по сей день остаются непревзойденным источником по этнографии Новой Гвинеи.

Хижина Н.Н. Миклухо-Маклая была расположена на мысе Гарагасси (мыс Уединения), так как это место показалось русскому ученому вполне удобным из-за близости к воде, уединенности, а также из-за близкого расположения тропинке, соединявшей деревни жителей Берега Маклая. Миклухо-Маклай выстраивал контакт с коренными жителями, людьми так называемого «каменного века», которые еще не знали, что такое железо, на уважении к их культуре и образу жизни.

По прибытии на северо-восточное побережье Новой Гвинеи ученый решил идти в одну из деревень, чтобы познакомиться с папуасами поближе. Несмотря на то, что русский ученый не знал, какого рода прием его там ожидает, он решил идти туда невооруженным, ведь шел с благими намерениями. Как только Миклухо-Маклай вошел в деревню, его встретила группа вооруженных копьями и луками папуасов. В сторону ученого даже полетели две стрелы! Чтобы убедить коренных жителей в мирных намерениях Миклухо-Маклай не ответил агрессией, а принес туда циновку (плетёный настил), лег на нее и заснул. Проспав 2,5 часа и открыв глаза, он увидел нескольких папуасов, сидящих вокруг циновки. Они были смотрели на него уже не так угрюмо, а наоборот, очень удивленно.

Жители Берега Маклая относились к русскому ученому как к обожествленному духу предков. Однажды двое папуасов вместе в очередной пришли к хижине Н.Н. Миклухо-Маклая, а тот решил «сделать опыт над их впечатлительностью». Исследователь взял блюдечко из-под чашки чая, налил туда воды, сам отпил немного и дал попробовать одному из папуасов, который также убедился, что это была вода. Затем прилил к воде на блюдечке несколько капель спирта и зажег его, после чего новогвинейцы открыли рот, подняли брови, отступили на несколько шагов, а затем и вовсе убежали в деревню. Потом они показались снова, но на этот раз с жителями окрестных деревень. Папуасы упрашивали показать, «как горит вода». Когда Миклухо-Маклай исполнил эту просьбу большинство бросилось бежать, прося русского ученого «не зажечь моря». Когда напряжение спало, новогвинейцы после такого зрелища неустанно приглашали путешественника к себе в деревни.

«Странно, но почти все жители побережья не знают никакого способа добывать огонь, поэтому они всегда и везде носят с собою горящие или тлеющие головни <…> когда я спрашивал их об этом, то они положительно не понимали моего вопроса и даже находили его смешным. Они говорили, что если у одного погаснет огонь, то он найдется у другого; если во всей деревне не будет огня, то найдется в другой», – отмечает в своих экспедиционных дневниках Н.Н. Миклухо-Маклай. По сей день жители Берега Маклая добывают огонь точно так же, как и много сотен лет назад.

С момента экспедиций Миклухо-Маклая на далекий остров Новая Гвинея прошло почти полтора века. Собранный русским ученым-гуманистом фактический материал по сей день актуален для науки и повседневной жизни. Жители Берега Маклая также бережно хранят в своих сердцах память о Н.Н. Миклухо-Маклае, который всю жизнь следовал принципам уважения к культуре и традициям народов мира.

Подробнее узнать об уникальных экспедициях и исследованиях Н.Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее вы можете на нашей выставке в историческом парке «Россия – моя история».
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 32
Запись на коллективные экскурсии по телефону: +7-812-617-00-90

Фото коллекции на выставке 

Экспедиционный костюм XIX века Н.Н. Миклухо-Маклая (реплика)

По итогу научно-исследовательской экспедиции в 2017 году 16 предметов пополнили коллекции Кунсткамеры, 1 предмет — Музей антропологи им. Анучина МГУ, 1 предмет — Музей Мирового Океана. 42 представленных предмета хранятся в частной коллекции Николая Николаевича Миклухо-Маклая-мл.

Представляем краткое описание и фотографии предметов из коллекции, собранной в Папуа — Новой Гвинее, на Берегу Маклая (ныне Rai coast, северо-восточное побережье острова Новая Гвинея, провинция Маданг), в деревнях Горенду, Бонгу и Гумбу в сентябре 2017, в ходе экспедиции «Миклухо-Маклай XXI век. Берег Маклая». Экспедиция, под руководством Николая Николаевича Миклухо-Маклая, была организована «Фондом сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая», при экспертной и информационной поддержке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова и других организаций и учреждений.

1. Блюдо Дору.


Материал: дерево.
Техника: резьба по дереву.
Размеры: длина 80 см, ширина 30 см.
Создание: конец XX века (предмет использовался в быту четырьмя поколениями).
Бытование: 2017 год.
Место создания: деревня Горенду.

Использование: как блюдо для еды во время пиршеств; предмет обмена на что-то ценное; выкуп за невесту; во время свадебной церемонии.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-29.

2. Блюдо Табир.


Материал: дерево.
Техника: резьба по дереву.
Размеры: длина 90 см, ширина 28 см.
Создание: конец XX века (использовалось четырьмя поколениями).
Бытование: 2017 год.
Место создания: деревня Горенду.

Использование: как блюдо для еды во время пиршеств; предмет обмена на что-то ценное; выкуп за невесту; во время свадебной церемонии.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-29.

 

3. Горшок Ваб.


Материал: глина.
Техника: гончарство.
Размеры: высота 20 см, диаметр горлышка 14 см.
Создание: 2016-2017 годы.
Место создания: деревня Били-Били (северо-восточной побережье о. Новая Гвинея);
Бытование: деревня Горенду.

Использование: в быту для приготовления пищи.

Сохранность: трещина, кусок отколот, фрагмент отдельно.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

4. Дощечка Лёп-лёп.


Материал: дерево, краска.
Техника: резьба по дереву, окрашивание.
Размеры: длина 35 см, ширина 5 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: аксессуары мужского костюма во время обряда инициации.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-36.

5. Дощечка Лёп-лёп.


Материал: дерево, краска.
Техника: резьба по дереву, окрашивание.
Размеры: 25 см, ширина 3,5 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: аксессуары мужского костюма во время обряда инициации.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-36.

6. Дощечка Лёп-лёп.


Материал: дерево, краска.
Техника: резьба по дереву, окрашивание.
Размеры: длина 27 см, ширина 4 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: аксессуары мужского костюма во время обряда инициации.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-36.

7. Браслет Сагю.


Материал: растительное волокно.
Техника: плетение.
Размеры: диаметр 10 см, ширина 4,5 см.
Время создания: первое десятилетие XXI века (ориентировочно — 2007 год).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть мужского и женского праздничного костюма

Сохранность: удовлетворительная.

Источник: И-2085-40 (рисунок Миклухо-Маклая, портрет папуаса с украшениями).

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-17.

8. Браслет Сагю.


Материал: растительное волокно.
Техника: плетение.
Размеры: диаметр 10 см, ширина 4,5 см.
Время создания: первое десятилетие XXI века (ориентировочно — 2007 год).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть мужского и женского праздничного костюма

Сохранность: удовлетворительная.

Источник: И-2085-40 (рисунок Миклухо-Маклая, портрет папуаса с украшениями).

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-17. 

9. Сумочка Кун.


Материал: растительное волокно.
Техника: кручение; вязание.
Размеры: 9 см, ширина 4,5 см.
Время создания: 2017 год.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: в повседневной жизни для ношения личных вещей. Мужчины носят через плечо, женщины, как правило, накинув лямку на лоб.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-8.

10. Сумочка Кун.


Материал: растительное волокно.
Техника: кручение; вязание.
Размеры: ширина 45 см, высота 35 см.
Время создания: 2017 год.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: в повседневной жизни для ношения личных вещей. Мужчины носят через плечо, женщины, как правило, накинув лямку на лоб.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-8.

11. Сумочка Кун.


Материал: растительное волокно.
Техника: кручение; вязание.
Размеры: ширина 45 см, высота 35 см.
Время создания: 2017 год.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: в повседневной жизни для ношения личных вещей. Мужчины носят через плечо, женщины, как правило, накинув лямку на лоб.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-8.

12. Женская травяная юбка Маль (Най).


Материал: растительное волокно (кора кокоса, растительный материал).
Техника: вымачивание; расщепление.
Размеры: длина 45 см.
Время создания: начало XX века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть женского традиционного праздничного костюма.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-22, 168-24.

13. Нож из кости казуара.


Материал: кость казуара.
Техника: вырезание (резьба).
Размеры: 30 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-14

14. Нож из кости казуара.


Материал: кость казуара.
Техника: вырезание (резьба).
Размеры: 35 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-14

15. Украшение Буль-ра.


Материал: клыки дикой свиньи, растительное волокно.
Техника: связывание.
Размеры: ширина 11 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть мужского традиционного праздничного костюма.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-5.

16. Нагрудное украшение.


Материал: растительное волокно, раковины, клыки дикой свиньи.
Техника: плетение.
Размеры: 27 см длина, 20 см – ширина клыков.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть (аксессуар) мужского праздничного костюма. Похоже на губо-губо, но без больших раковин по краям.

Сохранность: хорошая.

Источник: И-2085-40 (рисунок Миклухо-Маклая, портрет папуаса с украшениями).

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

17. Головная повязка с перьями.


Материал: растительное волокно, раковины, перья.
Техника: плетение.
Размеры: ширина 2,5 см, перья длинной 27 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть (аксессуар) мужского праздничного костюма.

Сохранность: хорошая.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

18. Головная повязка из раковин.


Материал: растительное волокно, раковины.
Техника: плетение.
Размеры: длина 32 см ширина, 2,5 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть (аксессуар) мужского праздничного костюма.

Сохранность: ракушки на одной из нитей подвижны, требуют закрепления.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

19. Ожерелье.


Материал: клыки дикой свиньи.
Техника: низание.
Размеры: ширина 16 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть (аксессуар) мужского праздничного костюма.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

21. Пояс из тапы.


Материал: луб.
Техника: отбивание.
Размеры: длина 1,4 метра, ширина от 45 см до 15 см (сужается).
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть мужского праздничного костюма.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

22. Барабан Окам.


Материал: дерево, кожа ящерицы.
Техника: резьба по дереву.
Размеры: длина 60 см, диаметр по краю 14 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: музыкальный ударный инструмент, атрибут праздников.

Сохранность: отсутствует мембрана, потертости, утрата красочного слоя, подвижный обруч для мембраны.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-55.

23. Мешалка.


Материал: дерево.
Техника: резьба.
Размеры: длина 54 см, ширина 4 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: утварь, при приготовлении пищи.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

24. Модель «Барума» (главного сигнального барабана деревни).


Материал: дерево.
Техника: резьба.
Размеры: длина 22 см, ширина 6 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: украшение, сувенир для туристов.

Сохранность: хорошая.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов

25. Лук.


Материал: дерево, растительное волокно.
Техника: резьба.
Размеры: длина 1,4 метра в собранном состоянии.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: охота, в том числе охота на рыбу специальными стрелами.

Сохранность: хорошая.

Аналог из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-45

26. Стрелы.


Материал: тростник, дерево.
Техника: резьба.
Размеры: 60 см — для охоты на рыбу; 70 см — для охоты на животных и птиц.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: охота на рыбу.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-46, 47, 48.

27. Жезл.


Материал: дерево, краска, перья.
Техника: резьба, окрашивание.
Размеры: высота — 140 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: атрибут праздника. Несет лидер общины во время праздничных шествий или танцев.

Сохранность: хорошая.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов.

28. Тарелка.


Материал: растительное волокно.
Техника: плетение.
Размеры: диаметр 25 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: в быту, утварь.

Сохранность: хорошая.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов.

29. Дощечки бамбуковые с рисунком.


Материал: дерево.
Техника: резьба, роспись.
Размеры: длина — 21 см, ширина – 11,5 см.
Время создания: начало XXI века.
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: в быту, украшение. Используется как украшение преимущественно внутри хижин.

Сохранность: удовлетворительная.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов.

30. Гребень мужской.


Материал: дерево, шерстяное волокно.
Техника: резьба, обмотка.
Размеры: длина — 29 см, ширина – 4 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть (аксессуар) мужского праздничного костюма.

Сохранность: хорошая.

Источник: подарок Ябой Туя, потомка Туя (первый папуас, а впоследствии друг Миклухо-Маклая, встретивший его в 1871 году).

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов.

31. Сумочка.


Материал: шерсть кенгуру.
Техника: кручение; вязание.
Размеры: ширина 45 см, высота 35 см.
Время создания: 2017 год.
Место создания: провинция Сепик.
Место бытования: провинция Восточный Сепик.
Время бытования: 2017 год.

Использование: в повседневной жизни для ношения личных вещей. Мужчины носят через плечо, женщины, как правило, накинув лямку на лоб.

Сохранность: хорошая.

Приобретено: в Маданге, на рынке. Запрещено к вывозу и продаже в 2017 году в ПНГ.

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: 168-8.

32. Ожерелье Симби.


Материал: растительное волокно, раковины, клыки собаки, бисер, плоды растения.
Техника: низание.
Размеры: клыки 5 см.
Время создания: второе десятилетие XXI века (предположительно 2014-2015 гг.).
Место создания: деревня Горенду., символ деревни Горенду.
Время бытования: 2017 год.

Использование: часть (аксессуар) мужского праздничного костюма.

Сохранность: удовлетворительная.

Источник: И-2085-40 (рисунок Миклухо-Маклая, портрет папуаса с украшениями).

Аналоги из коллекции фондов Кунсткамеры: нет аналогов.

Участникам экспедиции удалось привезти в Россию уникальную коллекцию предметов материальной культуры и ритуального назначения. Большинство из предметов этой коллекции аналогичны собранным в этом регионе Н.Н.Миклухо-Маклаем в XIX веке, до 2017 года составляющими единственную и первую в мире коллекцию предметов материальной культуры местных жителей этого региона. Каждый из предметов, вошедших в современную коллекцию, имеет историю бытования, подтвержденную достоверными фото, видео и дневниковыми записями истории их персонализированной передачи, что позволяет проследить их историю. Предметы, безусловно, являются историко-культурной ценностью мирового масштаба. Фотоматериалы подтверждают, что предметы используются в быту местных жителей, в большинстве случае, и по сей день. Обширный документальный материал, собранный во время экспедиции, поможет подробно раскрыть историю каждого предмета коллекции.

Предметы переданы семьей потомков Туя (первого местного жителя, этнического папуаса, с которым наладил контакт Н.Н.Миклухо-Маклай в XIX веке), проживающих в деревне Горенду, а также жителями деревень Бонгу, Горенду и Гумбу во время праздничной церемонии прощания с экспедицией.