Этнографический отряд экспедиции, который на протяжении 4 дней проводил полномасштабные этнографические и антропологические исследования в Бонгу, состоял из восьми ученых: Д. Д. Тумаркин (начальник отряда), В. Н. Басилов, Н. А. Бутинов, М. В. Крюков, Н. М. Гиренко, О.М. Павловский, Б. Н. Путилов, И. М. Меликсетова. Кроме того, к отряду были прикомандированы кинодокументалисты В. Г. Рыклин и А. Н. Попов. В ходе полевой работы советские ученые установили, что бонгуанцы сохранили многие основные черты своей самобытной культуры, а колониально-капиталистические порядки и элементы западной культуры были наложены на традиционный уклад жизни. Так, основой хозяйства оставались подсечно-огневое земледелие и рыболовство. Прежними были земледельческие орудия труда (деревянный кол – саб и деревянная лопатка – удья саб), широко распространены циновки из пальмовых листьев, посуда из дерева и скорлупы кокоса, а также глиняные горшки, которые, как и при Маклае, бонгуанцы приобретали в прибрежной деревни Били-Били (в XIX в. Она находилась на одноименном островке). На рыбную ловлю жители Бонгу выходили в традиционных лодках-долбленках с аутригером, но, при этом, использовали железные рыболовные крючки, а наконечники бамбуковых острог изготовляли из гвоздей.
С другой стороны, были в широком употреблении металлические топоры, пилы и ножи, одежда европейского покроя из покупных тканей, использовались керосиновые лампы (когда были в наличии деньги на керосин). Староста деревни располагал транзисторным приемником. Основным источником денежных поступлений была продажа австралийским скупщикам копры. Христианство было принято бонгуанцами только поверхностно и причудливо переплеталось с традиционными верованиями; встречались в деревне и адепты одного из культов карго. Кроме того, отечественные исследователи убедились в том, что пребывание в Бонгу Н. Н. Миклухо-Маклая оставило большой и глубокий след в сознании местного населения. Здесь узнают о нем с детства, так как рассказы о тамо русс передаются от отца к сыну, из поколения в поколение. Пожилые бонгуанцы, а также приверженцы культа карго все еще считали его сверхъестественным существом. Некоторые молодые люди, учившиеся в школе, по-видимому, уже не обожествляли Маклая, но и для них он был человек из легенды – таинственный, могущественный и необычайно добрый.
Научные результаты этой экспедиции были довольно значительными. Они были подробно освещены в многочисленных статьях и, особенно, в коллективной монографии членов этнографического отряда (На Берегу Маклая. Этнографические очерки. М. «Наука», 1975).
Эта монография и по сей день является своеобразной энциклопедией по этнографии и физической антропологии бонгуанцев. В ней авторами весьма детально описываются материальная культура (В. Н. Басилов), хозяйственный уклад (Д. Д. Тумаркин), некоторые аспекты социальной организации (Н. А. Бутинов), система родства (М. В. Крюков) песенно-музыкальный фольклор (Б. Н. Путилов), антропологические особенности бонгуанцев (О. М. Павловский), школьное образование (И. М. Меликсетова), местное самоуправление (Д. Д. Тумаркин) и лингвистическая ситуация в деревне (Н. А. Бутинов, Н. М. Гиренко). Отдельная статья посвящена центрам гончарного производства в этом районе острова – деревням Ябоб и Билбил (Н. А. Бутинов).
В 1977 г. состоялся XVIII экспедиционный рейс судна «Дмитрий Менделеев», во время которого советские ученые снова посетили деревню Бонгу. На этот раз этнографический отряд пребывал там 5 дней и включал пятерых членов: Д.Д. Тумаркин (начальник отряда), В. Н. Басилов, И. М. Меликсетова, Е. Н. Кальщиков, В. Н. Шамшуров. Как в предыдущий раз к отряду были присоединены кинодокументалисты В. Г. Рыклин и А. Н. Попов. Кроме того, были включены художники М. Л. Плахова и Б. В. Алексеев (супружеская пара).
В течение этого времени советские исследователи также собрали обширный материал по культуре и быту бонгуанцев. Например, в сфере сельского хозяйства Д. Д. Тумаркин зафиксировал очень важный элемент: сеть оросительных каналов, проходящих между огородными участками. По этим каналам дождевая вода, стекая по склону холма, скапливалась в небольшом пруду. Бонгуанцы сообщили, что эти оросительные каналы существует здесь с незапамятных времен. Об этой примитивной ирригационной системе, не характерной для жителей северо-восточной части Новой Гвинеи, ничего не говорится у Миклухо-Маклая, а в 1971 г. советские ученые ее не обнаружили, так как не осматривали огороды. Результаты этих полевых этнографических работ также отражены в статьях членов отряда, опубликованные в различных журналах. М. Л. Плахова и Б. В. Алексеев привезли из экспедиции не только картины и рисунки, но и подробные дневники, опираясь на которые выпустили интересную, увлекательно написанную книгу (Плахова М. Л., Алексеев Б. Л. Океания далекая и близкая. Путевой дневник художников. М. «Наука», 1981). В ней уделено много внимания работе этнографов.
В завершении необходимо отметить, что в настоящее время интерес к бонгуанским традициям и культуре в нашей стране получило новое развитие. В сентябре 2017 г. Фондом им. Миклухо-Маклая была организована и проведена научно-исследовательская экспедиция на Берег Маклая.
По ее результатам в 2018 г. уже вышла в свет хорошо иллюстрированная научно-популярная книга «Путешествие на Берег Маклая» https://mikluho-maclay.ru/glavnaya/journey-to-coast-maclay/ (составитель , автор– Н. Н. Миклухо-Маклай (потомок и тезка русского ученого), научный консультант – И. В. Чининов), а также в октябре 2018 года будет опубликована научная статья И. В. Чининова, посвященная материальной культуре жителей деревень Горенду и Бонгу. В дальнейшем планируются новые исследования в этом направлении.
Игорь Чининов
кандидат исторических наук
научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований
Института этнологии и антропологии РАН