Приглашаем на выставку рисунков Миклухо-Маклая в МГУ

Выставка «Рисунки Маклая – диалог сквозь века»

3 апреля 2017 

Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, Шуваловский корпус, Ломоносовский пр., 27, стр 4, корпус «Г», холлы 4 этажа.

Вход в Шуваловский корпус возможен при наличии удостоверения сотрудника МГУ, студенческого билета или диплома выпускника университета.

Выставка «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века» составлена из копий рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая и фотографий, сделанных в начале XXI века российскими и австралийскими исследователями. Организаторами выставки выступают исторический факультет и институт антропологии Московского Университета имени М. В. Ломоносова совместно с НКО «Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая». Выставка должна привлечь внимание научного сообщества к новым перспективам изучения наследия российского ученого XIX века.

Эта выставка была бы невозможна без участия целого ряда учреждений. Идейным двигателем этой выставки и целого ряда других мероприятий посвященных ученому стал его потомок и полный тезка – Николай Николаевич Миклухо-Маклай, создавший Фонд сохранения этнокультурного наследия своего великого предка. Большая часть экспонатов выставки представлена фотографиями сотрудников МГУ (в 2010 году) Андрея Владимировича Туторского и Анастасии Анатольевны Винецкой. Представленные вместе в рисунками самого Миклухо-Маклая, эти изобразительные материалы позволяют проследить эволюцию культуры Бонгу в течение 150 лет. Ряд копий рисунков ученого был предоставлен институтом и музеем антропологии МГУ. Кроме того, эта выставка была бы невозможно без поддержки декана исторического факультета, профессора Ивана Ивановича Тучкова и директора института и музея антропологии, академика Александры Петровны Бужиловой.

Помимо непосредственных организаторов выставки в первую очередь следует назвать архив Русского географического общества, который предоставил для выставки несколько копий редких рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая. Особую благодарность хотелось бы выразить заведующей архивом Марии Федоровне Матвеевой.

Также значительное количество фотографий было получено от австралийских ученых: Елены Говор (Австралийский национальный университет) и Кристофера Балларда (ранее Австралийский национальный университет, в настоящее время Университет Французской Полинезии). Кроме того, один из рисунков происходит из архива объединенной Лютеранской миссии в городе Вупперталь. В этом архиве хранятся документы немецкой лютеранской миссии Берега Маклая (1884-1914).

Автор основной идеи выставки – рисунок как приглашение к диалогу – Кристофер Баллард. В 2001 году он работал на острове Эфате (республика Вануату), где в настоящее время проживает община острова Лелепа. Остров Лелепа в конце XIX века посетил Н. Н. Миклухо-Маклай, где он сделал несколько рисунков. Каждый рисунок, по мнению профессора Балларда, представляет собой диалогическую форму исследования. Традиционное этнографическое интервью – это монолог. Исследователь записывает слова непонятными для бесписьменных народов символами и увозит их. Никто из туземцев часто и не понимает, что собственно изучается. Рисунок, напротив, понятное явление. Туземцы могли корректировать советами рисунки ученого, а названия частей предметов Н. Н. Миклухо-Маклай записывал рядом с изображением. Таким образом, сам рисунок – это диалог исследователя с изучаемыми сообществами.

Один из рисунков Н. Н. Миклухо-Маклая содержал прорисовку орнаментов щелевого барабана, а также название его частей. Искусство изготовления этих музыкальных инструментов в XX веке кануло в Лету. Однако его ключевые идеи остались запечатленными на рисунках русского ученого. В 2001 году на Эфате Кристофер Баллард продемонстрировал рисунок щелевого барабана одному из мастеров общины Лелепа. В 2006 году, во время очередного приезда Балларда, мастер Манеару продемонстрировал исследователю щелевой барабан, который был сделан на основании рисунков Миклухо-Маклая. Рисунок стал для туземного сообщества приглашением к диалогу с собственным прошлым.

В 1971 году через 100 лет после первой поездки русского естествоиспытателя на Берег Маклая группа советских ученых на океанографическом судне Дмитрий Менделеев отправилось к берегам Папуа-Новой Гвинеи. На этнографическую работу в деревне Бонгу им отводилось всего лишь пять дней. От того, как пройдет первое знакомство и насколько прочными они окажутся, зависел успех дальнейшей работы. Участники экспедиции имели с собой рисунки Н. Н. Миклухо-Маклая. Их продемонстрировали старейшему жителю деревни по имени Таног. Разбирая рисунки, Таног задержал на одном из них свое внимание и сказал: «Это Ассель, сын Туя». Так, рисунки стали приглашением к возобновлению диалога между жителями Берега Маклая и советскими исследователями.

Приглашаем на выставку рисунков Миклухо-Маклая в МГУСравнивая рисунки с фотографиями 2010 года можно также заметить множество сходств. Еще один диалог, к которому приглашает выставка – это диалог между нашими знаниями, полученными из книг Миклухо-Маклая, и знаниями, полученными в ходе сбора полевых материалов в начале XXI столетия. Насколько эти знания различаются – судить посетителям выставки.

Вся выставка, в целом, должна стать приглашением к диалогу о месте знаний о великом русском ученом в российском обществе. Вслед за выставкой «Рисунки Миклухо-Маклая: диалог сквозь века» мы надеемся в мае 2017 года на базе Института и музея антропологии МГУ имени М. В. Ломонсова организовать выставку «Исследования Берега Маклая в 1871-2016 годах», лекцию Валерия Сурина в Музее Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кусткамера) и в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге «Берег Маклая в XXI веке» (16.05.2017), а также экспедицию на Берег Маклая в августе 2017 года.

Назад в раздел