Путешествие в «Дацан Гунзэчойнэй»

Путешествие в "Дацан Гунзэчойнэй"

 

7 февраля 2017 года представители Фонда совершили увлекательное путешествие в мир буддизма, посетив Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй». 

История буддийской общины в Санкт-Петербурге берёт своё начало в конце XIX века. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184. В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки.

История буддийской общины в Санкт-Петербурге берёт своё начало в конце XIX века. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184. В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки.

В 1898 году посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев, уже как официальный представитель Далай-ламы, впервые посещает Санкт-Петербург, где, при содействии дипломата и востоковеда Эспера Ухтомского, получает аудиенцию у Николая II. Император дает дипломату разрешение на строительство «небольшой буддийской молельни», но к осуществлению своих планов тибетский посол возвращается только 8 лет спустя.

Архитектурный проект храма разработан студентом Института гражданских инженеров Н.М. Березовским и архитектором Г.В. Барановским (1909), взявших за образец тибетский соборный храм («цогчен-дуган»), который, однако, был подвергнут существенной европеизации в духе Северного модерна. Строительством руководили архитекторы Г.В. Барановский и Р.А. Берзен (на заключительном этапе), а также специально созданный комитет, в состав которого входили известные российские востоковеды и знатоки буддизма. Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год.

Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых, в рамках праздничных мероприятий, которые проходили в течение всего 1913 года.  Главными объектами поклонения являлись бурхан Большого Будды, выполненный из глины бурятскими мастерами, и две алебастровые статуи, подаренные королём Сиама Рамой Пятым, – Сидящий Будда (Шакьямуни) и Стоящий Будда Майтрейя, находившиеся соответственно в нижнем и верхнем алтаре. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года.  По освящении получил тибетское название: Kun la brtse mdzad thub dbang mchhos ‘byung ba’i gnas (Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника). 

Когда мы подошли к трехэтажному зданию дацана, нашему взору предстала ограда, которой обнесена территория храма. К прутьям ограды привязаны многочисленные ленточки, лоскутки и веревочки — чьи-то заветные мечты. Буддисты верят, что каждая из них обязательно исполнится.

Перед входом в дацан установлено несколько небольших молитвенных барабанов, на каждом из которых написано: «Ом мане падмехум», что означает «Драгоценный камень в цветке лотоса». Эту мантру можно не произносить вслух, достаточно просто провернуть барабан. Чем больше оборотов сделает барабан — тем больше раз вы произнесли мантру.

Главное помещение дацана — алтарный зал или «дуган», где проходят ежедневные службы. На двух этажах, расположенных над алтарным залом, находятся библиотека и монашеские кельи. В Дацане Гунзэчойнэй проходят не только богослужения, это еще и монастырская школа, где ламы регулярно организуют семинары по буддизму и читают лекции.

В завершение путешествия по дацану нас познакомили с традиционной бурятской кухней. В подвальном помещении находится кафе, где мы попробовали буузы или позы — своеобразные пельмени, вылепленные в форме цветка лотоса и приготовленные на пару, а также обсудили взаимодействие на пути следования экспедиции в районах Тувы, Бурятии и Алтайского края, и совместное сотрудничество в новых проектах в будущем.

Назад в раздел