Международный проект «Россия и Океания (XIX-XXI вв.)»

Это образовательно-просветительский проект, включающий в себя комплекс мероприятий: выставки, видеопоказы, лекции, нацеленный как  на детей среднего и старшего школьного возраста, так и на студентов и молодых ученых. Именно эта аудитория в последние 20 лет была практически лишена информации о достижениях  российских ученых, путешественников и дипломатов в исследовании Океании и установлении дружественных отношений России со странами Южных морей

Достижениями наших соотечественников гордились многие поколения россиян, русскими мореплавателями были нанесены на карту российские названия, которые теперь незаслуженно забыты. Фактически прервалась связь между поколениями российских исследователей этого региона, и мы планируем заполнить образовавшийся вакуум за счет организации уже второй научно-исследовательской экспедиции в Папуа-Новую Гвинею в апреле 2019 года. Ее результаты также будут использованы в проекте. Для подготовки материалов лекций, видеофильмов и выставок используется исторически достоверная информация, основанная на документах государственных архивов (РГАВМФ, ГАРФ, АВПРИ, РГО, архив МИД РФ), материалах РНБ, РГБ, Фонда им. Миклухо-Маклая. Для чтения лекций предполагается привлечь ученых РАН, исследователей и путешественников.

Охват максимально широкой аудитории проекта предусматривает постановку следующих  целей.

1. Углубить знания по географии Океании, истории открытия и изучения этого региона русскими исследователями для расширения культурного кругозора и решения задач патриотического воспи-тания молодого поколения.
2. На примере подвигов русских мореплавателей и путешественников содействовать формирова-нию правильных жизненных ориентиров у молодежи, направленных на достижение великих це-лей, на бескорыстное служение во благо своего Отечества.
3. Привлечь молодых ученых и активизировать их исследования в регионе Южных морей, восста-новив и продолжив тем самым преемственность в деле изучения нашими соотечественниками Океании.
4. Привлечь внимание общественности к достижениям России в исследовании Океании через освещение проекта в СМИ.

Благодаря партнерам в России и в Папуа-Новой Гвинее в реализацию проекта вовлечено не менее 10 СУЗов, 5 ВУЗов, 10 музеев, выставочных площадок. Проект рассчитан на 11 месяцев чтобы осуществить подобный охват. Проект предоставит возможность ученым принять участие в экспедиции и провести анализ собранных в ее ходе материалов и коллекций и вовлечь не менее 3 молодых ученых в обработку материала. Научные публикации по итогам проведенных исследований предполагается разместить на сайте проекта. Ожидаемое число посетителей лекций и выставок составит не менее 30 тыс. человек. Освещение в российских и зарубежных СМИ хода реализации и результатов проекта охватит  менее 5 млн. человек целевой аудитории. Благодаря изданию иллюстрированного журнала (28 полос, тираж 5 тыс. экземпляров) и его адресному  распространению в учебных заведениях для использования на уроках истории и географии, информацию о новейших российских экспедициях в Океанию получат учащиеся школ, техникумов и вузов.

По окончании проекта подготовленные материалы смогут стать основой для регулярных передвижных выставок во всех регионах страны и будут предложены для распространения и последующего безвозмездного использования в учреждениях культуры и образования. На сайте проекта планируется публикации как на русском, так и на английском языках , что позволит ознакомиться с ходом его реализации и итогами широкой аудитории в различных странах мира.

География проекта:

— Россия: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская область, Калининградская область;

— Папуа-Новая Гвинея: Порт-Морсби, Маданг.

Первоочередные задачи по реализации проекта

В области образовательно-просветительских мероприятий:

-разработка концепции выставок и ее экспонирование;
-подготовка и реализация цикла из 10 лекций экспертами Фонда им. Миклухо-Маклая — учеными РАН;
-подготовка иллюстративных видео и аудио материалов для использования в проекте.

В области организации информационного сопровождения проекта:

-создание страницы проекта в интернете на русском и английском языках;
-перевод информационных материалов на английский язык для публикации на сайте и в СМИ;
-регулярные посты в социальных сетях объёмом не менее 1000 знаков по 10 постов в месяц; пуб-лицистическая деятельность на странице проекта в интернете;
-работа со СМИ, подготовка и рассылка релизов, приглашение на мероприятия проекта.

Публикаторская и исследовательская деятельность:

-подготовка статей о ходе реализации проекта;
-работа с архивами;
-составление и публикация на странице проекта в интернете карты исторических российских названий в Океании;
-публикация на странице проекта в интернете не менее 6 статей ученых РАН в течении 12 меся-цев;
-выпуск иллюстрированного журнала для адресного распространения в учебных заведениях (5000 экз.).

Международное сотрудничество:

— организация и проведение научно-исследовательской экспедиции в 2019 г. с привлечением уче-ных ИЭА РАН;
— публикации результатов в изданиях России, Австралии и Папуа-Новой Гвинеи;
— передача подготовленных материалов в электронном виде в университеты Папуа-Новой Гвинеи для использования в образовательных целях и с целью культурного и научного обмена между странами.

СИНОПСИС «РОССИЯ И ОКЕАНИЯ (XIXXXI ВВ.)»

Россия и островной мир Океании имеют весьма прочные исторические и научные связи на протяжении уже двух столетий. Российские мореплаватели XIX века, Н. Н. Миклухо-Маклай, советские экспедиции 1970-х гг. и российская экспедиция 2017 г. внесли огромный вклад в изучение культуры и традиций многих народов во всех трех историко-этнографических областях Океании: Меланезии, Микронезии и Полинезии. Результаты их исследований представляют большой интерес для самой широкой аудитории: учеников средних и старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, студентов и аспирантов высших учебных заведений, а также специалистов в области истории, этнологии и физической антропологии. Более того, подробное освещение этой особой вехи в истории отечественной науки открывает прекрасные перспективы для вовлечения в процесс дальнейших научных изысканий новые молодые поколения ученых. Следует отметить, что Россия оставила свой культурный след среди коренных жителей отдельных областей Океании. Так, на Берегу Маклая (Новая Гвинея) жители нескольких деревень по-прежнему передают из поколения в поколение предания о выдающемся русском ученом и путешественнике Н. Н. Миклухо-Маклае, ставшем одной из центральных фигур их повествовательного фольклора. А в язык бонгу вошло несколько фонетически измененных русских слов. Дальнейшее развитие исследовательских направлений в этом регионе, позволит России еще более расширить и укрепить научные и культурные связи с океанийским регионом. В ходе российской экспедиции в Папуа – Новую Гвинею 2017 г. было выявлено искренне желание коренных жителей этой страны сотрудничать с Россией в самых различных областях, включая обмен студентами и подготовкой совместных социальных программ. Взаимодействие нашей страны со странами Южных морей должно выйти на новый виток развития.

СПИСОК ЛЕКЦИЙ

1. Первое русское кругостветное плавание: И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский (1803 – 1806 гг.).
2. Первая экспедиция О. Е. Коцебу (1815 – 1818 гг): открытия и исследования в Микронезии.
3. Два путешествия В. М. Головнина (1807 – 1809 гг. и 1817 – 1819 гг.).
4. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819 – 1821 гг.): открытия исследования в Океании. Открытие Антарктиды.
5. Вторая экспедиция О. Е. Коцебу (1832 – 1826 гг.): новые открытия и исследования в Микронезии.
6. Экспедиция Ф. П. Литке (1826 – 1829 гг.): открытия и исследования в Каролинском архипелаге (Микронезия).
7. Путешествия других русских мореплавателей (З. И. Понафидин, М. Н. Васильев и Г. С. Шишмарев, Л. А. Гагемейстер, В. С. Хромченко, И. И. Шанц, П. Н. Бессарабский).
8. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая на северо-восточном, юго-западном и юго-восточном побережьях Новой Гвинеи.
9. Вклад Н. Н. Миклухо-Маклая в изучение народов Меланезии, Микронезии и Полинезии.
10. Советская экспедиция в Океанию 1971 г.: исследования после векового перерыва.
11. Советская экспедиция в Океанию 1977 г.: продолжение научных изысканий
12. Российская экспедиция в Папуа – Новую Гвинею 2017 г.: новый этап в развитии отечественной этноокеанистики.
13. Русский вклад в исследования австралийского континента
14. Присутствие России в южной части Тихого океана XIX века

Лекторы:

1. Чининов Игорь Викторович, Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН.
2. Массов Александр Яковлевич, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории и культурологии Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
3. Миклухо-Маклай Николай Николаевич, директор Фонда им. Миклухо-Маклая, исследователь, путешественник, автор научно-популярного издания «Путешествие на Берег Маклая» 2018г. организатор и участник первой в новейшей истории России научно-исследовательской экспедиции в Папуа-Новую Гвинею 2017 г. потомок и полный тезка великого путешественника